The Wild ones
Преодолевая ненависть
Lokki, August 30, 2021
Гадкого всем времени суток, друзья!

Сегодня я хотел бы поговорить о том клише, которое часто навешивается на радикальных защитников животных и природы, а также почему это несправедливо в определённой историко-мировоззренческой перспективе.

Очень часто жёсткая критика современного образа жизни людей, их формы хозяйствования и моральных норм получает в обществе ярлык «мизантропия». Давайте разберёмся, на сколько это справедливо, так ли это страшно и с какой перспективы видят вопрос сами так называемые «мизантропы».
Мизантропия - отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности. Также мизантропия выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу.
Тут я не буду углубляться, насколько подобное определение является защитным механизмом социума, дабы формировать единственно верные поведенческие паттерны, дающие возможность сохранить целостность этого социума. Мне более интересно немного расширить перспективу восприятия в рамках данной темы.

Если позволить себе определённую вольность и попытаться упростить, то «мизантропом» в обществе принято клеймить каждого, кто не выражает достаточно человеколюбия. В свою очередь гуманистический идеал является твёрдым нормативом, который закреплён на всех уровнях, от культурного, религиозного, и до законодательного.

Важно заметить, что гуманизм как концепция исторически заменил собой концепцию христианскую. Не пускаясь в философский анализ, замечу лишь, что в нашем рассуждении важно не как именно и когда это произошло, но суть явления. А она осталась неизменной – человек центр мироздания. Ранее избранное богом лучшее творение получило во владение Природу и всех её обитателей, позже Ренессанс вывел человка из тени всесильного бога и отдал ему в руки всё сущее, объявив новой религией сайентизм (науку), веру в целый шабаш различных специалистов с часто диаметрально разными подходами к вопросам мироздания.

Властелин вселенной, человек, установил железный порядок, в котором всё, что не во благо его вида (о извращённости понимания сего блага тут тоже не будем) должно уничтожить или подавить. А жизнь и благоденствие homo sapiens отныне и навсегда были объявлены высшей ценностью. И хоть и не везде и не всегда, но де-юре получили защиту на уровне большинства законодательных и правовых норм.

А как же животные, леса, моря и реки, горы и поля? Всё это перешло во владение человека, теперь уже не в рамках факса с небес, но «научно доказано». Ведь новая вера объявила человека венцом эволюции.
И вновь я уберегу себя от того, чтобы пуститься в доскональное описание того, до чего довёл подобный подход к окружающей нас действительности.

Достаточно будет открыть любой интернет поисковик и забить туда нечто вроде «новости экологии» и пред вами предстанет хотя бы часть всего этого безобразия.

Сейчас я хотел бы ввести второй важный для нашего сегодняшнего обсуждения термин – анимизм.
Анимизм – это вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.
Честно говоря, это определение требует раскрытия. Ведь в большинстве словарей вы найдёте откровенную чушь вроде того, что анимистическое мировоззрение это примитивная дорелигиозная система взглядов. Подобное мнение является частью прогрессивистского линейного взгляда на мир и не отвечает действительности, изображая историю как нечто незыблемое и обязательное к исполнению, оправдывая многие из ужасов современности.

По факту, анимистическое мировосприятие не является как таковой верой в понимании современного человека. Вера для нас тесно связана с моментом отчуждения сакрального, духовного опыта вовне. Грубо говоря, жизнь отдельно, а дух отдельно. Подобная идея призвана либо переносить часть нашего духовного опыта в мифологическое посмертное существование, либо отрицать его вовсе.

Поэтому анимизм это не совсем вера, скорее мироощущение. Ведь анимизм базируется на принятии всех жизненных переживаний, в том числе и духовных, тут и сейчас, гармонично вплетая их в окружающую действительность.

В свою очередь, это приводит к очень осторожному и уважительному отношению ко всем процессам, происходящим вокруг, а также ко всем субъектам реальности, которые вокруг обретаются. Человеческие существа с точки зрения анимиста лишь одни из тех личностей, с которыми можно и нужно выстраивать взаимоотношения для полной и яркой жизни.
Дух, как некая внутренняя сила или энергия, мана, проявлен в этом мире во многих существах, например, в дереве или животном. Соответственно, человек налаживает связь с этой личностью. Личностью может оказаться даже река или пламя костра, например.

Исходя из подобного понимания действительности, человек прошлого (в основном собиратели-охотники) был крайне ответственен в отношении тех действий, которые так или иначе влияли на различные проявления Природы. При этом человек ощущал себя не одиноким и далеко не самым главным, но одним из огромного числа живых и вместе с тем духовных существ на планете.

Подобная картина мира крайне далека от нас сегодняшних. Мы воспитаны в цивилизации, главными постулатами которой является «брать и подавлять». Люди не оценивают свои действия критически, видя в деревьях не проявления красоты природы и даже не то, что обеспечивает нам возможность дышать, но лишь пиломатериалы. Весь мир вокруг объявлен нашей собственностью, овеществлён и лишён последних остатков субъектности, что и открывает врата к проявлению любых форм опрессии в отношении целой вселенной. Именно это и привело нас в точку, когда само наше существование оказалось под вопросом. Но сегодня не об этом...

Кратко обрисовав два диаметральных объекта рассуждения, видение цивилизованного (одомашненного) человека или общества и мировоззрение человека дикого, я хотел бы перейти к главной части.

Давайте включим воображение и немножко поиграем!..
Представим себе некую комнату, дом, или любое комфортное для вас помещение, где вы хотели бы или могли бы встретиться с друзьями и близкими. Там также присутствует и много незнакомых вам гостей, кто-то собирается в компании и оживлённо что-то обсуждает, кто-то сидит вдали от всех и задумчиво созерцает предметы интерьера.

Lokki
Вы общаетесь со своими знакомыми, но крайне рады видеть и новых присутствующих. Иногда вы улавливаете обрывки чужих разговоров и уже даже завели пару новых приятелей.

Внезапно один из присутствующих, ранее знакомый вам персонаж, начинает проявлять довольно агрессивное поведение в отношении остальных гостей. Не встречая отпора, он бьёт одного из них, ранит другого. Все ошеломлённо наблюдают за происходящим, оказывается агрессор пришёл на встречу вооружённым! Теперь на полу валяются уже несколько его жертв, истекая кровью. Многие из них уже не дышат.

Теряя всякий моральный облик, он принимается насиловать кого-то из разбегающихся гостей. Однако бежать им некуда, ведь помещение оказывается заперто, и лишь предметы интерьера являются временным укрытием для безумца.

Спустя небольшой промежуток времени, становится понятно, что он не остановится и перебьёт всех в зале, методично догоняя или доставая из укрытия каждого и каждую. Ко всему прочему, он уже успел поджечь помещение, скорее всего по глупости, однако не особо задумываясь, что это убьёт и его.

В отчаянии вы кидаетесь к нему и кричите что есть мочи о том, что он творит ужасные вещи, что вы все скоро погибнете, каркас горящего зала обрушится и погребёт под собой всех, мёртвых и пока ещё живых. Ваш голос еле слышен за рёвом пламени и криками убийцы и его жертв.

Однако он услышал вас.
Очень медленно, с поразительным для ситуации спокойствием он изумлённо взирает на вас. В его глазах искренне непонимание.
- Ты убийца! Убийца, насильник и разрушитель! Посмотри, что ты сотворил вокруг, мы сейчас все умрём! - кричите вы в его лицо.
Animist
- Да как ты можешь меня критиковать! Ты ставишь жизнь всего этого выше моей?! Ты МИЗАНТРОП! - кричит вам в ответ ваш знакомый.
Obyvala
Каждый, кто обвиняет радикальных экологов или защитников животных в мизантропии, должен понимать, как многие из нас видят мир. Это не значит, что все мы нео-язычники или анимисты. Это значит, что мы смотрим на окружающую действительность немножко шире, позволяя себе видеть в корове чуткое создание, а не бифштекс, а в реке – источник жизни, а не помойку.

Наша справедливая злость в отношении убийцы, цивилизованного потребителя, обусловлена не ненавистью, но любовью. Мы очень любим и ценим Природу в различных её проявлениях. Многие из нас совершенно точно устанавливают глубокую эмоциональную связь как минимум с животными. Теми, кого слепое большинство подвергает изнасилованию и пожирает. Некоторые способны на близкие отношения с ещё большим кругом прекрасных личностей, каждая из которых обладает своим УМВЕЛЬТОМ, абсолютно важной и необходимой перспективой мира, не менее важной, чем наша.

Деревья, реки, моря, тигры и хрюшки, крысы и тараканы, даже горы и почва – это те персоналии, с которыми многие из нас взаимодействуют на уровне много большем, чем разорительное потребление. И мы будем сражаться за наших близких и друзей, будем кричать за тех из них, кто сам не имеет голоса.

И если вы думаете, что мы делаем это из ненависти – у меня для вас плохие новости. Ненависть имеет лик безвольного и бездушного потребителя. Наш мотив – защитить тех, кто дорог нашему сердцу...
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website